Почему ребенок не ест в детском саду

В этой статье от воспитателя детского сада рассматриваются вопросы питания детей. Основной упор сделан на причины, почему дети иногда не едят в детском саду, и на возможности воздействия на них (на причины).

Питание в детском саду: особенности и организация

Организация правильного питания в детском саду является важным условием  роста и развития ребенка, способствует его оптимальному  физическому и психическому развитию. Детский организм отличается бурным ростом и развитием, формированием и становлением структуры многих органов и систем, совершенствованием их функций, развитием и усложнением высшей нервной деятельности. Детям дошкольного возраста свойственны высокая двигательная активность, сопровождающаяся большой тратой энергии, усиленные процессы обмена веществ, совершенствование и дифференцировка интеллектуальной деятельности, формирование речи, развитие эмоциональной сферы.  В детском возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности метаболизма взрослого человека.

Ребенок нуждается в полноценном, сбалансированном питании. Вопросы, связанные с этим, регламентируются многочисленными документами. Контроль за организацией и качеством питания осуществляется на разных уровнях.  Меню в детском саду исключает жареные, острые, копченые блюда. При его составлении учитываются все особенности детского организма, оптимальное соотношение питательных веществ и химического состава продуктов. Строго соблюдаются и объемы блюд, предлагаемых на каждое кормление.

Для родителей вывешивается меню с указанием объемов порций и стоимости питания ребенка в день. Это позволяет родителям не планировать дома приготовление тех блюд, которые ребенок получал в ДОУ, а также своевременно информировать сотрудников детского сада о пищевой аллергии или непереносимости продуктов, чтобы произвести соответствующую замену.

На сегодняшний день в больших городах появилась система централизованного питания-сеть столовых или предприятий, в которых пищу готовят на несколько учреждений образования. Однако, во многих детских садах имеются самостоятельные пищеблоки, что дает возможность сократить время между приготовление пищи и ее употреблением.

к содержанию ↑

Причины отказа ребенка от еды

Причин отказа ребенка от еды в детском саду может быть множество. Задача родителей и педагогов выявить их и устранить.

Наиболее распространенные причины:

  1. Адаптация к детскому саду: привыкание к новому режиму дня, обстановке, условиям приема пищи, людям, требованиям. У некоторых детей аппетит пропадает от большого стресса, переживаний, связанных с расставанием с родителями.
  2. Избирательный аппетит и пищевые привычки. Пища в детском саду часто сильно отличается от той, к которой он привык дома. Многим детям свойственна консервативность вкусов и рациона. Часто дети отказываются есть в детском саду из-за того, что дома привыкли к «нездоровой» пище: жареной, пересоленой, острой, с наличием вкусовых добавок и консервантов.  Ребенку могут быть незнакомы некоторые виды, продукты и блюда, например, запеканки, суфле, тушеные овощи.
  3. Неумение есть ложкой самостоятельно. У детей младшего дошкольного возраста может быть не сформирован навык применения столовых приборов, дети не умеют пить из чашки, так как до посещения детского сада пили из бутылки с соской.
  4. Заболевание, плохое самочувствие, нездоровое состояние. На начальном этапе болезни, когда симптомы еще не проявились, у ребенка может снизиться аппетит, появиться вялость. Болезненные ощущения при приеме пищи может вызвать шатающийся зуб или воспаление десен. Отказ от еды может быть вызван нарушением работы кишечно-пищеварительной системы.
  5. Отсутствие чувства голода. Причиной этого может мыть низкая физическая активность, в этом случае у ребенка нет необходимости восстанавливать потраченную энергию. Часто ребенок приходит из дома сытым и не успевает проголодаться ко времени приема пищи.
  6. Привычка принимать пищу только при отвлекающих факторах: чтение книг ребенку во время еды, просмотр телевизора, пение, игры, манипуляции с игрушками.
  7. Манипулирование взрослыми. Дети чувствуют, что их отказ от еды вызывает тревогу и переживания взрослого. Это приводит к нарочному отказу, выдвижению требований.
  8. Попытка подчеркнуть свою индивидуальность, создать себе особые условия, отношение, вызвать повышенный интерес к себе. В эту категорию входят случаи, когда дети сообщают о пищевой аллергии, которой у них на самом деле нет, на некоторые продукты.
  9. Ребенок-«малоежка». Некоторые дети, особенно имеющие маленький рост и вес, малоподвижные, не в состоянии съесть всю порцию целиком.
Ребенок не ест в детском садике
Семеро с ложкой, а один не ест
к содержанию ↑

Способы, методы и приемы устранения причин проблем

Преодоление проблем с питанием зависит от воспитателей и родителей.

  • Воспитатели проводят работу с родителями по правильной организации питания ребенка дома, по подготовке к детскому саду, знакомят с особенностями питания в образовательном учреждении, режимом, меню.
  • Большое влияние на улучшение аппетита оказывает стремление ребенка брать пример с других детей, он может есть «за компанию». В период адаптации желательно сажать ребенка за стол с детьми, которые не отказываются от еды.
  • Один из способов убедить ребенка хорошо есть — формирование уважительного отношения к чужому труду. У детей формируют знания и представления о процессе приготовления пищи, об изготовлении продуктов питания. Детей знакомят профессиями людей, связанных с питанием: повар, мельник, животновод и так далее. Воспитатель рассказывает сколько людей трудились, чтобы на столе появилась еда.
  • Проводится работа по формированию знаний и представлений о здоровом питании, пользе продуктов, составе блюд питания и продуктов.
  • Во время приема пищи воспитатель называет блюдо, которое предлагается детям, описывает его пользу, значение для здоровья, «рекламирует».
  • Используется художественная и познавательная литература.
  • Заучивание стихов, загадок, использование пословиц и поговорок.
  • Проводится экскурсия на пищеблок.
  • Беседы о продуктах питания.
  • Создаются условия и организуются сюжетно-ролевые игры.
  • Дидактические игры и пособия «Съедобное-несъедобное», «Что лишнее?», «Что нужно, чтобы приготовить…(компот, борщ, винегрет,  ..)», «Полезно-вредно», «Что сначала, что потом?», »Какой?»(компот из вишни-вишневый, салат из моркови-морковный…), «Один-много», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Что делают из…(муки, молока, мяса,..). Лэпбук «Продукты питания» (так называется, пособие в виде книжки на коленке).
  • Используются сюжетные картины и серии картин.
  • Тематические выставки, мини-музей.
  • Тема продуктов питания используется и в продуктивной деятельности.
  • Предметно-развивающая среда пополняется игрушками и муляжами овощей, фруктов, продуктов питания.

Главное-детей нельзя кормить насильно. В.Л. Леви, психотерапевт, кандидат медицинских наук, автор множества книг по психологии пишет: «Ни одно существо в природе не принуждает к еде детенышей. Чувство голода – это сигнал готовности организма принять пищу, еда без аппетита – это насилие над организмом. Заставляя ребенка есть, мы рискуем отравить его. Ребенок, которого регулярно заставляют есть, – пишет В.Л. Леви, – перестает отличать свои желания от чужих. Систематически принуждаемый к еде, он неизбежно вырабатывает отрицательное отношение, – и не только к пище. Помните: не ребенок для режима, а режим для ребенка».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.